Наличие оборудованных игровых
и физкультурных площадок
для детей в ДОУ
Одним из главных показателей физического развития детей дошкольного возраста является развивающая предметно–пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда физкультурного зала является источником развития двигательных навыков дошкольников.
Развивающая среда является фактором, обеспечивающим весь комплекс потребностей детей, создавая мотивацию их активной деятельности.
Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий, игр и упражнений, повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.
Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.
Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства физкультурного зала и площадок материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей.
При создании предметной среды руководствовались следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:
-полуфункциональности:
- Так, например, баскетбольная стойка может использоваться детьми как индивидуально, так и в эстафетах и конкурсах. Спортивный инвентарь (гимнастические палки, обручи, используется не только для общеразвивающих упражнений, но и для проведения подвижных и малоподвижных игр. Оборудование спортивного уголка настолько разнообразно, что дети свободно могут использовать в двигательной деятельности и подвижных играх. Красочное и интересное оборудование, которое привлекает внимание и побуждает желание выполнить двигательное действие.
- вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость физкультурного оборудования, появление нового оборудования и инвентаря стимулирующих познавательную, игровую, двигательную активность детей. Так, например одно игровое оборудование сменяется другим в зависимости от целей и задач, реализуемых в НОД по физической культуре. (В летний период активно используются скакалки, обручи, в зимний период этот инвентарь заменяется или дополняется хоккейным набором, массажным оборудованием, детскими гантелями). Появление нового инвентаря и спортивных игр, стимулирует игровую, двигательную активность детей.
- трансформируемости пространства: предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
-насыщенности: среда соответствует возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы. Пространство физкультурного зала оснащено техническими средствами обучения, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём. В набор спортивно-игровых комплектов предметно-развивающей среды входят пособия: гимнастическая стенка, канат, трапеция, кольца, мягкие тоннели, самокаты, кольцеброс, баскетбольная стойка, мячи - массажеры, фитболы, труба «Перекати поле», ролик – массажер, хоккейный набор, набор для гольфа, маты, обручи, гимнастические палки, гантели.
- доступности среды предполагает: свободный доступ детей к спортивным играм, материалам, инвентарю и оборудованию, пособиям, обеспечивающим все основные виды двигательной активности. Весь необходимый инвентарь для занятий ОРУ находится на мобильной полке на колесах, которая располагается вдоль стены физкультурного зала, что позволяет дошкольникам свободно пользоваться оборудованием, опираясь на собственные предпочтения.
- безопасности предметно-развивающей среды физкультурного зала и площадок предполагает: соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Спортивный инвентарь и оборудование соответствует требованиям безопасности, не имеет острых выступов и углов, устойчив, не имеет поломок, соответствует педагогическим и гигиеническим требованиям. Размеры соответствуют антропометрическим показателям детей.